Функциональная грамотность
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
- читательскую грамотность- способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- математическую грамотность- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты;
- естественнонаучную грамотность- способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства;
- глобальные компетенции- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового;
- финансовую грамотность- знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
- креативное мышление- умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А также график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности:
Исследование |
Что проверяет |
Какие классы |
Когда проходит |
Когда ближайшее |
TIMSS |
Качество математического и естественнонаучного образования |
4-е и 8-е |
Раз в четыре года |
2023 год |
PIRLS |
Качество чтения и понимания текста |
4-е |
Раз в пять лет |
2026 год |
PISA |
Все виды грамотности |
15-летние школьники |
Раз в три года |
2026 год |
Оценка качества образования по модели PISA |
Качество математического и естественнонаучного образования |
8-е и 9-е |
Раз в четыре года |
2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=3D32C8CD6BBBAC304D7A582B5A3ED87A&proj_guid=0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
- Онлайн-сервис «Дружи с финансами» (тесты для оценки финансовой грамотности для начальной и средней школы):
finance.instrao.ru - Онлайн-сервис «Мои достижения» (онлайн сервис самопроверки по любому предмету и классу, включая функциональную грамотность)
myskills.ru
Ресурсы повышения квалификации педагогов
- Вебинары:
- Функциональная грамотность на уроках химии
- Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
- Формирование функциональной грамотности на современном уроке английского языка
- Функциональная грамотность на уроках алгебры
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
- Приёмы формирования видов функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права
- Решаем задачи по функциональной грамотности: методика работы на уроках русского языка
- Цикл вебинаров "Формирование функциональной грамотности»
- Вебинар "Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по оценке функциональной грамотности.Работа на платформе РЭШ"
- Вебинар "Формирование и оценка естественно-научной грамотности. Работа на платформе РЭШ"
- Вебинар "Формирование математической грамотности. Работа на платформе РЭШ"
- Вебинары издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/pages/pisawebinars.html.
- Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности»
https://edsoo.ru/Vserossijskij_metodicheskij_seminar_Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_.htm
- Дистанционные курсы«Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram.
- Онлайн-курс«Функциональная грамотность на уроках русского языка, литературы и литературного чтения»: https://course.cerm.ru/.\
- Марафон по функциональной грамотности.Материалы в помощь учителю: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main.
- Марафон по формированию функциональной грамотности Академии Минпросвещения России:
Первый семинар: разбор заданий по естественно-научной грамотности
Второй семинар: формирование математической грамотности
Третий семинар: разбор заданий по читательской грамотности
- Московский центр качества образования и Центр педагогического мастерства совместно с MOSOBR.TV в рамках телепроекта «Вспоминаем, повторяем, изучаем» с 22 марта 2021г. запустили цикл передач по разбору заданий диагностики читательской и математической грамотности: https://mosobr.tv/releases/266.
10. Уроки от практиков:
- Естественно-научная грамотность (предметы - химия, физика)
- Математическая грамотность (предметы - математика)
- Читательская грамотность (предметы – русский язык и литература)
- Финансовая грамотность (предметы – обществознание)
11.Лабораторияфункциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionaln